КульМод мода в контексте культуры
   

77. Зимний шопинг: новые тренды и полезные идеи

76. Сам себе Дали

75. Секреты от кутюр. Знаменитые парфюмеры для Домов моды. Часть 3

74. Лекции о моде в Национальном центре современных искусств

73. Презентация книги «Четыре секрета от эксперта моды»

72. Секреты от кутюр. Знаменитые парфюмеры для Домов моды. Часть 2.

71. Секреты от кутюр. Знаменитые парфюмеры для Домов моды. Часть 1.

70. Шануйце беларускае: Минский ГУМ

69. Альтена

68. Секреты от кутюр. Митца Брикар

67. Секреты от кутюр. Роже Вивье

66. Solingen. Продолжение вояжа

65. Solingen

64. Секреты от кутюр. Филип Трейси

63. Французская синематека (Музей кино) в Париже

62. Музей парфюмерии «Фрагонар» в Париже

61. Секреты от кутюр. Франсуа Лессаж

60. Музей Ива Сен-Лорана в Париже

59. Выставка к юбилею Дома «Dior» в Лувре

58. Мариано Фортуни в Музее Гальера

57. Шопинг в Миланe

56. Миланский музей моды и костюма

55. Год собаки и мода

54. Винтажный Дюссельдорф. Аксессуары

53. Винтажный Дюссельдорф. Блошиные рынки

52. Винтажный Дюссельдорф, luxury second hand 3

51. Аксессуары с символикой Рождества и Нового года.

Опубликовано 10.10.2018

Первый государственный универсальный магазин (ГУМ) открылся в Минске 28 мая 1934 года. Событию этому предшествовало решение Совнаркома СССР 1933 года о создании в крупных городах образцовых универсальных магазинов, напрямую подчиненных особому главку союзного наркомата внутренней торговли. Таким универмагам дали право заключать прямые договоры с государственными и кооператив-ными предприятиями, продавать свой ассортимент с надбавкой за высокое качество товаров и обслуживания. В стране гото-вилась отмена карточной системы, и вслед за Харьковом, Ново-сибирском и другими городами в Минске появился свой ГУМ как витрина победившего социализма.
В отличие от Петербурга, Москвы или Киева дореволюционный Минск не имел крупного торгового пассажа, поэтому для нового магазина выбрали монументальное здание бывшего Польского банка на углу улиц Советской (сегодня проспект Независимости) и Комсомольской. В годы Великой отечественной войны здание было сильно повреждено, к тому же полуразрушенную улицу Советс-кую, согласно послевоенному плану развития города, предполагалось расширить и застроить заново, и остов до-военного универмага снесли.
Но ГУМ и его сотрудники начали работать уже летом 1944 года, сразу после освобождения Минска от оккупантов, торгуя товарами в ларьках и палатках по всему городу. Разрешение на строи-тельство нового здания было подписано 26 июля 1945 года в Кремле зампредом Совнаркома СССР Анастасом Микояном. Ведущим автором проекта здания стал архитектор Роман Гегарт, который в качестве прототипа выбрал шедевры итальянской архитектуры –  северо-западный фасад базилики Палладио в Виченце и Национальную библиотеку Святого Марка в Венеции (архитектор Якопо Сансовино).  Здание ГУМа на углу Ленинской улицы и проспекта Сталина (теперь улица Ленина и проспект Независимости) строили специалисты со всей страны, отрабатывали на ней определенное количество дней и работники ГУМа, а на стадии фундамента и кладки стен первого этажа – и немецкие военно-пленных, которых отправили на родину только в конце 1948 года. Кстати, и место для ГУМа было выбрано «с торговой историей». До революции на углу улиц Захарьевской и Губерна-торской, 75/26, был дом Румера. В нем располагались гостиница «Старо-Берлин» Р. Савицкого на 19 номеров и магазин хозяйственных и кухонных принадлежностей А.И. Когана. Там продавали посуду, столовые приборы, керосиновые и спиртовые горелки, ванны, умывальники, самовары, баки для белья. При магазине работала мастерская по ремонту и изготовлению металлических изделий (самовары, лампы и пр.). А И. Курков и С. Крапивин в своей книге «Минский ГУМ. История и современность» напоминают, что 19 февраля 1923 года на этом углу был открыт «Универсальный магазин Мосторга».
Новое здание ГУМа руководители республики и представители прессы посетили 5 ноября 1951 года. Для покупателей магазин был открыт 6 ноября. По воспоминаниям очевидцев, накануне очередь из желающих попасть в него протянулась до Немиги.  Утром толпы перекрыли проспект Сталина, и конной милиции пришлось регулировать километровую очередь желающих попасть в магазин. В последующие дни ажиотаж спал, но люди все равно приходили задолго до открытия. Поскольку милиция не разрешала ночевать на тротуарах у магазина, они ожидали в подворотнях, окрестных дворах и скверах. Кстати, история с ночевками в надежде, что «вдруг что-то выбросят», повторилась во времена дефицита.
Даже те, кто не собирался (или не мог себе позволить) что-либо приобрести, приходили полюбоваться роскошными интерьерами, и не только. У входа покупателей встречал швейцар, и начиналась сказка: огромные зеркала, торговое оборудование и паркетные полы из ценных пород дерева, бронзовая и лепная отделка, шелковые маркизы на окнах, товары из Чехословакии, Польши, ГДР, Китая и Франции. В отделе тканей – целая стена, от пола до высокого потолка демонстрировавшая потрясающий ассортимент шелка, бархата, костюмных бостонов, остро модных габардинов для макинтошей. Специальные автоматы за символическую плату обрызгивали желающих одеколоном. Продавцы были одеты в изумрудного цвета халаты с подплечиками и фирменным значком на лацкане. Кстати, на административном этаже ГУМа, в небольшой комнатке под галереей из портретов директоров хранятся два варианта униформы.
В середине 1960-х годов прилавки были заменены более модными пластиковыми, и началось… Высокие французские окна (от пола) с обеих сторон торгового зала были закрыты щитами и прилавками. А ведь они позволяли полюбоваться городом, торговые залы проветривались и не требовали искусственного освещения в светлое время дня.  В 1990-е, хотя здание было признано памятником архитектуры и градостроительства ХХ века, советский герб с центральной лестницы и бюст Ленина были убраны, безвозвратно исчезли многие детали отделки. Если бы не фасад, парадная лестница и остатки декора под потолком первого этажа, ГУМ превратился бы в заурядный безликий универмаг. Хотя справедливости ради, нельзя не заметить, что в этом прискорбном случае мы догнали-таки парижан, ради увеличения торговых площадей изуродовавших легендарные «Le Bon Marché» (первый в мире универсальный магазин, открытый в 1852 году Аристидом Бусико) и «Galeries LaFayette».

 

 

1930-e гг.

1940-e гг.

1950-e гг.

1960-e гг.

1970-e гг.

Актуальное 50. Юбилейное

49. Купляйце беларускае: «модные» события октября

48. Выставкa «Модный век» из коллекции Александра Васильева в Минске

47. Шануйце беларускае: Мінск 1930 – 1940 гг.

46. Винтажный Дюссельдорф, luxury second hand - 2

45. Винтажный Дюссельдорф, luxury second hand - 1

44. Секреты от «Cartier»

43. «Купляйце беларускае» Марина Капилова

42. Секреты от «Yves Saint-Laurent»

41. Секреты от «Tiffany» II

40. Секреты от «Tiffany» I

39. Секреты от Шанель

38. Праздник ландышей

37. Музей замка Rheydt

36. 8 марта: дарите девушкам цветы

35. День св. Валентина

34. Марсельский  Музей естественной истории

33. Музей декоративных искусств, фаянса и моды в Марселе

32. Предновогодний шопинг: новые тренды и полезные идеи

31. Предновогодний шопинг в Дюссельдорфе

30. Лекции «Кино и мода» в Музее истории белорусского кино

29. Выставка Зузаны Граус Рудавски

28. «PaVetra». Аромат родного края»

27. Модные «приколы»

26. Винтажный Дельфт

25. Винтажный Роттердам

24. Музей этнографии в Роттердаме

23. Музей замка Burg Linn

22. Музей текстиля в г. Крефельд

21. «Модная ночь музеев», Минск, Музей кино

20. Минск

19. Неаполь – мода в контексте культуры

18. Модный шопинг в Неаполе

17. Лев Бакст

16. 8 марта: Леди Винтаж, «модный» юмор и шопинг – Минск/Дюссельдорф

15. Неаполь. Фаусто Сарли

14. Неаполь. Музей текстиля и одежды

13. Музей прикладного искусства в Кёльне

12. Музей «Фарина-Хаус»

11. Вильнюс – продолжение

10. Вильнюс

9. Винтажный стиль

8. Шапочка для малышa

7. Гробик

6. «Mелкиe радости»

5. Бриллиантовый квартал

4. Музей бриллиантов в Антверпене

3. Музей моды MoMu

2. «Mодный» Антверпен

1. Oдеждa для детей

 

   
 

 

символика смерти и мода

знаменитые художники и мода

любовная символика и
мода

язык флирта и мода

четыре секрета
от эксперта моды Татьяны Терешкович

«Энциклопедия аксессуаров, обуви и парфюмерии»

«Энциклопедия костюма и моды»

книги Татьяны Терешкович

эссе Татьяны Терешкович

фотографии Светланы Зябкиной

фильмы о моде

оскар за костюмы

музей винтажной бижутерии

 

 
            © 2015-2018 Kulmod   открыты к сотрудничеству